Ремонт и сервис

Замена охлаждающих тех.жидкостей

Двигатель внутреннего сгорания необходимо охлаждать для обеспечения нормального теплового режима работы его узлов и деталей. Наиболее распространены системы охлаждения с принудительной циркуляцией жидкости. В процессе работы она может нагреваться до 100°C и иногда выше, а на стоянке остывать до температуры окружающего воздуха.

От свойств жидкости во многом зависит эффективность системы охлаждения, надежность и долговечность двигателя.Она должна иметь высокую теплоемкость, теплопроводность, температуру кипения, подвижность, а также низкую температуру кристаллизации и коэффициент объемного расширения. Охлаждающая жидкость не должна вызывать коррозию металлов, разрушать резину уплотнений и вспениваться в процессе работы.

Большинство автолюбителей даже не задумывается о значении охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя их автомобиля. Они не только не меняют охлаждающую жидкость в положенный срок, но и не знают, что у них залито в системе охлаждения двигателя. И как показывает практика, такая беспечность небезопасна. От того, какой выбор будет сделан – тосол или антифриз, будет зависеть дальнейшая эксплуатация автомобиля.

 Во-первых, нужно сразу уяснить различия между тосолом и антифризом. Антифриз - общее название охлаждающих жидкостей для автомобильных двигателей, а "тосол" - торговая марка отечественного антифриза. Из-за российского происхождения тосола многие предпочитают не заливать его в свои иномарки, и это зачастую оправдано - с тосолом больше вероятность купить подделку или просто некачественную жидкость. Впрочем, есть и много положительных отзывов о тосоле - здесь уже вопрос "тосол или антифриз" принимает черты вечных споров о вкусах. Разделение охлаждающей жидкости на тосол и антифриз принято только в России.

Но кроме субъективных мнений водителей, тосол и антифриз отличаются составом и эксплуатационными характеристиками. Тосол более агрессивен по отношению к каналам системы охлаждения, поэтому содержит в своем составе силикат, осаждающийся на стенках каналов и защищающий их от коррозии. Антифриз менее агрессивен и потому силиката не содержит. Поэтому смешивание тосола с антифризом или замена одного на другое без промывки системы охлаждения может привести к коррозии или к появлению осадка, забивающего каналы, ухудшению качеств охлаждающей жидкости как таковой. Различные виды антифриза имеют одну основу - этиленгликоль или пропиленгликоль + пакет присадок. Различаются же они такими параметрами, как смазывающие и антикоррозийные свойства, агрессивность по отношению к таким деталям, как сальники, прокладки, патрубки и пр., температура замерзания и кипения. Внешние же различия выражаются в разных цветах антифриза: красном, синем, зеленом. Цвет антифризу придают красители.

Как всегда, перед началом пользования вашим автомобилем, нужно прочитать руководство по эксплуатации автомобиля, где автопроизводители рекомендуют какую охлаждающую жидкость использовать, и нюансы применения той или иной жидкости. В руководстве автопроизводитель может порекомендовать конкретных производителей и наименование смазочно-охлаждающих жидкостей, которые были испытаны и протестированы ими в лабораторных, стендовых и эксплуатационных условиях, и прописан класс этих жидкостей.

Даже при нормальной эксплуатации автомобиля в антифризе уменьшается содержание присадок. В основном они расходуются на борьбу с коррозией. Старая жидкость сильнее пенится, следовательно, хуже передает тепло, а значит, мотор может перегреваться. Кроме того, в “изношенной” охлаждающей жидкости детали двигателя сильно корродируют. Поэтому антифриз необходимо периодически заменять, а систему охлаждения промывать, так как в каналах системы образуется ржавчина и грязь. Как правило, плановую замену рекомендуется осуществлять через два года, а при интенсивной эксплуатации – каждые 60 тыс. км. пробега автомобиля. Досрочная замена может потребоваться при попадании в систему охлаждения выхлопных газов, например, через неисправную прокладку головки блока, или воздуха в местах утечки, что приводит к ускоренному старению жидкости. Признаками необходимости этого может являться:

• на внутренней поверхности расширительного бачка образуется желеобразная масса;

• при легком морозе (до -15°С) антифриз становится кашицеобразным и в бачке обнаруживается осадок;

• электровентилятор радиатора системы охлаждения срабатывает все чаще.

Замену охлаждающей жидкости необходимо производить после проведения любых работ на элементах системы охлаждения со сливом охлаждающей жидкости.